Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Кабинет психолога
Общая площадь кабинета 42,38 кв.м
Кабинет поделен на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку:
• рабочая зона педагога-психолога
• зона консультативного приема
• зона для индивидуальных и групповых занятий
Кабинет педагога-психолога детского сада «Журавлик» был аттестован по результатам анализа материально-технической и документальной базы (Приказ Управления образования администрации Елизовского муниципального района № 156 от 08.02.2017 г.).
Рабочая зона педагога-психолога включает в себя: рабочий стол, два стула, компьютерный комплекс, стеллаж, встроенный шкаф-купе с методическим оснащением.
Зона индивидуальной работы совмещена с зоной индивидуального консультирования.
С детьми мы играем и занимаемся в кругу, за столами, на ковре, где организуется индивидуальная и групповая деятельность: подвижные игры, ходьба по массажным коврикам, прыжки на батуте, игры в сухом бассейне, игры с водой, дидактические игры, рисование песком, игры с кинетическим песком, релаксация под воздействием зрительных образов, в процессе наблюдения за движением рыбок в лампе-аквариуме.
Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на деятельности и поведении ребенка. Дети с речевыми нарушениями, понимая свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Если их не понимают, они раздражаются, замыкаются в себе.
В работе логопеда не всегда все проблемы решаются легко и быстро, встречаются и трудности. Мой девиз: «Никогда не отчаиваться и двигаться только вперед!». Именно этому я учу и своих детей, с которыми занимаюсь.
В нашем детском саду функционирует ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПУНКТ.
Каких детей берут на логопункт?
На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи. В первую очередь на логопедический пункт зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. То есть ребята из подготовительной группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь. Дети, более младшего возраста, из средней группы, могут получить логопедическую помощь, только в виде консультаций в специально отведённое для этого время. В нашем детском саду – это вторник и четверг с 18-00 до 19-00.
Дети с каким логопедическим заключением зачисляются на логопункт?
Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:
• нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) — ФНР
• фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) — ФФНР
• Общее недоразвитие речи – ОНР – третьего уровня речевого развития у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии.
В каком режиме проходят занятия на логопункте?
Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия.
Частоту и продолжительность занятия с вашим ребёнком определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия на логопункте длятся от 15 до 25 минут.
Цель индивидуальных логопедических занятий — коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.
Сколько детей зачисляется на логопункт?
Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не должно превышать 25 человек.
Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться (от 3-х до 9-12 месяцев). Поэтому с логопункта в детском саду дети выводятся не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. На освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок, стоящий на очереди. Таким образом, логопункт в детском саду — это открытая и подвижная система.
В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и специалистов детского сада.
Какое счастье видеть восторженные глаза детей, когда они впервые в своей жизни начинают понимать язык музыки, его речь, интонации.
Вскоре понятия: ноты, мелодия, тембр, ритм, пауза для них становятся близкими и простыми, а это значит, что каждый ребёнок постепенно становится образованным, интеллектуально развитым и культурным человеком.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. Это один из самых эффективных способов воздействия н детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип: учить играя. Мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
Научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно более независимо. И это качество необходимо развивать. Поэтому одной из целью педагогической деятельности воспитателей является развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. [3]
Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи :
• развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
• развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
• совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;
• обогащать и активизировать словарь;
• развивать диалогическую и монологическую речь;
• воспитывать гуманные чувства у детей.
Наличие оборудованных библиотек
Наличие оборудованных объектов спорта
Известно, что дети – это источник неиссякаемой энергии. На протяжении всего дня они постоянно находятся в движении, играх и занятиях. Но, для правильной «растраты» этой энергии, всегда необходим методический подход. Физкультурные занятия в детском саду имеют плановый характер и проводятся два-три раза в неделю. Занятия проходят в спортивном зале. А если позволяет погода, один раз в неделю – на улице.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса
Перечень программ, методических, наглядно-дидактических пособий
Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 24; Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
1. Образовательная область «Физическое развитие»
Методические пособия:
- Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа»
- Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия . Средняя группа»
- Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия. Старшая группа»
- Степаненков Э.Я. «Физическое воспитание в детском саду»
- Новикова И.М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»
- Пензулаева Л.И. «Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет»
2. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Методические пособия:
- Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду»
- Куцакова Л.В. «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду»
- Комарова Т.С. , Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. «Трудовое воспитание в детском саду»
- К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников»
- Т.П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников». (Планирование работы, конспекты занятий, игры)
- Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста».
- А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова «Здравствуй, мир!» Окружающий мир для дошкольников»
- К.Т. Зайцева «Уроки Айболита»
- Методическое видео-пособие «Безопасность на улицах и дорогах» (Видеостудия «Премьер-УчФильм»
- Марченко Л.С. «Методическое пособие для проведения тематических занятий о Кроноцком государственном заповеднике и Южно-камчатском Федеральном заказнике», видео презентация к конспектам занятий
Наглядно – дидактические пособия:
- Игровой дидактический материал «Жизнь без опасности». Методический совет КГБОУ «Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
- И.В. Ткаченко «Правила безопасности для детей» Демонстрационный материал
3. Образовательная область «Познавательное развитие»
Методические пособия:
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников 3-4 и 4-5 лет
- Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз-ступенька, два-ступенька…» Практический курс математики для дошкольников 5-6 и 6-7 лет
Рабочие тетради:
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка. Математика для детей 3-4 лет»
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка. Математика для детей 4-5 лет»
- Петерсоен Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Раз-ступенька, два-ступенька… Математика для детей 5-6 лет»
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Раз-ступенька, два-ступенька… Математика для детей 6-7 лет»
Наглядно-дидактические пособия :
- Цвет (плакат)
- Форма (плакат)
- Цифры (плакат)
- Н.Я. Семако «Формирование пространственных представлений у детей . Дошкольный и младший школьный возраст»
Методические пособия:
- Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. «Здравствуй, мир!» Окружающий мир для дошкольников.
- Дыбина О.Б. «Предметный мир как средство формирования творчества детей»
- Дыбина О.Б. «Рукотворный мир: сценарии игр-занятий для дошкольников»
- Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада»
- Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада»
- Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада»
- Куцакова Л.В. «Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада»
- Куцакова Л.В. «Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада»
- Куцакова Л.В. «Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе группе детского сада»
4. Образовательная область «Речевое развитие»
Методические пособия:
- Максакова А.И. «Правильно ли говорит ваш ребёнок»
- Максакова А.И. «Воспитание звуковой культуры речи дошкольников»
- Гербова В.В. « Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада»
- Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада»
- Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада»
- Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»
- Ушакова О.С. , Гавриш Н.В. «Занятия по развитию речи с детьми 3-5 лет»
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Занятия по развитию речи с детьми 5-7 лет»
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим с литературой детей 3-5 лет»
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет»
- Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе»
- «Книга для чтения в детском саду и дома» Хрестоматия. 2-4 года (сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук и др.)
- «Книга для чтения в детском саду и дома». Хрестоматия. 4-5 лет (сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук и др.)
- «Книга для чтения в детском саду и дома». Хрестоматия. 5-7 лет (сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук и др.)
Наглядно-методические пособия:
- Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2-3 лет»
- Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 3-4 лет»
- Ушакова О.С. «Развитие речи в картинках: занятия детей» Демонстрационный материал
- Ушакова О.С. «Развитие речи в картинках: животные». Демонстрационный материал
- Ушакова О.С. «Развитие речи в картинках: живая природа». Демонстрационный материал
- «Времена года в городе, деревне, природе». Демонстрационный материал в картинках
5. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Методические пособия:
- Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада». Конспекты занятий
- Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада». Конспекты занятий
- Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей младшей группе детского сада». Конспекты занятий
- Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада». Конспекты занятий
- Колдина Д.Н. «Аппликация с детьми 3-4 лет»
- Колдина Д.Н. «Аппликация с детьми 5-6 лет»
- Янушко Е.А. «Аппликация с детьми раннего возраста»
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст» Планирование, конспекты, методические рекомендации.
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа» Планирование, конспекты, методические рекомендации.
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа» Планирование, конспекты, методические рекомендации.
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» Планирование, конспекты, методические рекомендации.
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа» Планирование, конспекты, методические рекомендации.
- Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду»
- Зацепина М.Б., Антонова Т.В. «Народные праздники в детском саду»
- Зацепина М.Б., Антонова Т.В. «Праздники и развлечения в детском саду»
Издания периодической печати
Журналы: «Справочник руководителя ДОУ», «Справочник старшего воспитателя», «Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ», «Здоровье дошкольника», «Дошкольная педагогика», «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель ДОУ», «Справочник музыкального руководителя», «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», «Инструктор по физическому воспитанию», «Справочник педагога-психолога», «Логопед в детском саду»
Газеты: «Дошкольное образование», «Детский сад со всех сторон»
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Информационная безопасность детей - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
Методические рекомендации
о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети «Интернет» (Письмо Минобрнауки РФ от 14 мая 2018 года № 08-1184 "О направлении информации")
Экспертами и членами Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества в рамках выполнения рекомендаций парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», которые прошли в Совете Федерации 17 апреля 2017 г., были разработаны методические рекомендации о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети «Интернет» (далее - методические рекомендации).
Методические рекомендации направлены на качественное повышение уровня информационной деятельности общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, в части информирования учащихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников об основных аспектах информационной безопасности.
Методические рекомендации позволят общеобразовательным организациям и органам, осуществляющим управление в сфере образования, актуализировать уже используемые и размещенные информационные материалы, так и подготовить их в случае их отсутствия с учетом лучших практик и рекомендаций.
В рамках методических рекомендаций рассматриваются следующие инструменты:
1. информационные стенды;
2. официальные интернет-ресурсы;
3. средства массовой информации (школьные газеты, педагогические издания и другие).
Информационные стенды. На информационных стендах в общеобразовательных организациях, расположенных в фойе учреждений и в кабинетах, оснащенных персональными устройствами для выхода в сеть «Интернет», рекомендуется разместить информационные памятки, содержащие основные советы по обеспечению информационной безопасности учащихся.
Средства массовой информации. В средствах массовой информации, ориентированных на обучающихся, рекомендуется в течение учебного года регулярно публиковать информационные материалы, посвященные отдельным аспектам информационной безопасности, а также различные памятки общего характера.
В средствах массовой информации, ориентированных на педагогическую общественность, рекомендуется в течение календарного года регулярно публиковать информационные материалы, посвященные отдельным аспектам информационной безопасности как несовершеннолетних, так и общеобразовательных организаций, а также различные памятки, обзоры нормативно-правового регулирования данной сферы и информацию о актуальных мероприятиях и событиях в данной сфере.
В ходе проведения Единого урока по безопасности в сети «Интернет» рекомендуется обеспечить выпуск тематического выпуска средства массовой информации либо серии публикации, среди которых рассмотреть организованные мероприятия для обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогической общественности.
Официальные Интернет-ресурсы. Общеобразовательным организациям рекомендуется на своих официальных Интернет-ресурсах обеспечить функционирование самостоятельного и специализированного раздела «Информационная безопасность», в рамках которого предусмотреть размещение следующей информации:
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в воспитательно - образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в дошкольной педагогике.
На современном этапе развития общества информационные ресурсы являются неотъемлемой частью жизни общества, образования человека. Дошкольники с присущей им любознательностью и смелостью овладевают элементарными навыками работы на компьютере значительно быстрее, чем взрослый человек. Информационные ресурсы, обладая красочным материалом, возможностью ребенку самостоятельно действовать, позволяют эффективнее и успешнее осваивать образовательную программу.
Информационные технологии влияют на игры и учение дошкольников, поскольку неизбежно оказывают воздействие на людей и среду, в которой происходит повседневная жизнь и обучение детей младшего возраста.
На сегодняшний день для современного образовательного учреждения ИКТ становятся как средством формирования предметно-развивающей среды, так и инструментом профессиональной деятельности педагога.